Черкесы и адыги: трагедии разделенного народа. (Sasapost)



Черкесы и адыги: трагедии разделенного народа. (Sasapost)


Многие люди будут удивлены историей малоизвестного мусульманского государства и его народа, о котором не рассказывают в средствах массовой информации. Тем не менее, публикуемая ниже информация о древней цивилизации и страданиях черкесского народа поднимает множество вопросов, которые сегодня игнорируются. Между тем проблемы эти касаются жизни и будущего ныне живущих народов и сообществ. Может, хоть этот текст обратит внимание общественности на их проблемы.

Знаете ли вы, что Российская империя рассеяла и частично уничтожила народ в 1,5 миллиона человек? Слышали ли о том, что черкесы — это одна из самых больших диаспор в мире? А то, что 93% черкесов живут за пределами своей родины? (Так в тексте. Потом автор определит эту долю в 90 процентов. Вопрос о количестве уехавших в девятнадцатом веке в Османскую империю черкесов остается открытым из-за ненадежной статистики в Турции и арабских странах, но в России живет не меньше миллиона адыгов, и это число в 7-10 процентов от живущих в мире адыгов явно не укладывается — прим. ред.)Для начала давайте узнаем об этом народе и его происхождении.

Родина черкесов

Адыги — один из коренных народов Северо-Кавказского региона. Республика Адыгея — субъект Российской Федерации, республика в её составе, входит в состав Южного федерального округа, является частью Северо-Кавказского экономического района. Столица — город Майкоп. Площадь республики составляет 7800 км2. Это единственный регион России, расположенный внутри другого региона — территория республики со всех сторон окружена территорией Краснодарского края.

В настоящее время Северо-Кавказский регион состоит из следующих автономных республик: Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чечня и Дагестан. Адыги или черкесы — группа древнейших коренных народов Кавказа. Они одни из первых в Европе приняли ислам.

Черкесами называют все народы, живущие на Северном Кавказе. Однако родина черкесов — Адыгея. Черкесы являются мусульманами-суннитами. Они приняли ислам в XV веке, когда тот начал активно распространяться на Северном Кавказе.

Современная Республика Адыгея — это небольшая территория по сравнению с исторической территорией Черкесии. Она уменьшилась из-за политики принудительного переселения и размывания этнической целостности, которому подвергались адыги со стороны русских на протяжении всей истории. На сегодняшний день около 90% черкесов живут за пределами своей исторической родины. (Так в тексте. Автор не указывает источник этой сомнительной статистики. На самом деле носители адыгских языков в только в РФ имеют свою автономию, и живут они не только в Адыгее. Они составляют большинство населения еще и в Кабардино-Балкарской автономной республике, где их численность почти достигает 500 тысяч человек, много их и в Карачаево-Черкесской автономной республике. В течение послевоенного периода с 1945 года число адыгов в России неуклонно росло — прим. ред.)

В Адыгее около 25% населения составляют черкесы-мусульмане, а 68% — русские христиане. Российская империя, а потом и СССР проводили политику, направленную на изменения в демографическом составе населения, поэтому сегодня Республика Адыгея сталкивается с риском быть присоединенной к Краснодарскому краю.

Древняя цивилизация и «горький» подарок

Черкесы живут на руинах истории многовековой цивилизации. Их корни уходят в эпоху каменного века на Северном Кавказе, так называемой майкопской археологической культуры с ее катакомбами, дольменами и характерными для раннего бронзового века памятниками. Эта цивилизации существовали в период с 4000 г. до н.э. до 1000 г. до н.э.

Затем черкесы присоединились к созданию могущественных империй, таких как Киммерийская империя, чья территория включала некоторые земли Кавказа, Ирана и Турции, а также Хеттская империя, которая состояла из территории Кавказа, Ирака и Сирии.

После распада вышеупомянутых цивилизаций и империй, черкесы восстановили многие государства и королевства на Северном Кавказе: Синд, Касуг и Зик. В I веке н.э. большинство черкесских племен объединились с Боспорским царством.

Ислам пришел на Кавказ через турок-османов. Активное принятие ислама начало осуществляться в конце XII-XIII веков после хиджры (то есть после создания пророком Мухаммедом первой полноценной мусульманской общины — прим. ред.). Ислам активно распространялся в регионе благодаря миссионерской деятельности вплоть до российской оккупации в 1864 году.

Во время правления русских царей мусульмане подвергались жестоким преследованиям из-за религии. Адыгейский регион стал автономным субъектом только в 1922 году (1341 год после хиджры), уже при СССР. Черкесы многим жертвовали на протяжении всей своей истории, защищали статус своего исламского государства и играли заметную роль в защите границ Османского халифата против царской России, которая была на то время главным врагом Османской империи. Черкесы оставили свой след не только на Кавказе, но и в Центральной Азии.

Из-за уникального расположения черкесских народов между Каспийским и Чёрным морями, они играли активную роль в событиях и конфликтах, которые не оставляли регион в покое. Исключение составляет несколько временных периодов, особенно эпоха Османской империи. Следует отметить, что османы считали Чёрное море своим «внутренним озером».

Когда Османская империя ослабла, великие державы воспользовались ее слабостью. Россия пошла войной на Османскую империю, и черкесы оказались втянуты в широкомасштабное противостояние с жестокой империей. Сначала черкесы сформировали армию из 18 тыс. солдат, чтобы противостоять России. Им удалось добиться великих побед, но эта молодая армия не смогла противостоять опытным русским солдатам и их современному оружию.

Изгнание черкесов

В прошлом Россия вела несколько войн против черкесов, которые в сумме длились около 120 лет. (Так в тексте, на самом деле «кавказские войны» девятнадцатого века просто не могли продолжаться так долго — прим. ред.) Все началось с экспансионистских кампаний, начатых Россией в конце XVIII — начале XIX веков, а затем продолжилось аннексией черкесских земель. Проблемы черкесских народов были известны Западной Европе, но международное сообщество не оказало им никакой помощи. Оно просто сидело в стороне, наблюдая за их страданиями.

После Крымской войны Россия сосредоточила свое внимание на кавказском регионе: от Чечни до Дагестана. После пленения имама Шамиля в 1859 году и его изгнания в Медину, русские в 1864 году заняли земли адыгов. 21 мая года до сих пор считается днем траура среди народов Кавказа, поскольку Россия тогда поглотила всю мусульманскую территорию Кавказа.

Российский генерал Николай Евдокимов был первым, кто выступил с идеей о переселении горцев с Западного Кавказа в Османскую империю. Он писал, что переселение непокорных горцев в Турцию — это самый простой способ закончить войну на Кавказе.

Кавказские мусульманские народы были вынуждены покинуть свои земли, потому что российское правительство согласилось оставить их на своей территории при условии, что они примут православие и получат российское гражданство. Альтернативой было переселение в более отдаленные регионы России или уход на османские территории.

Вот черкесские народы, которые переехали в Турцию: адыги, убыхи, абхазы-мусульмане, осетины, ингуши, чеченцы и лезгины. (Так в тексте. На самом деле чеченцы и ингуши образуют другую, совсем отдельную от черкесов этническую группу, называемую вайнахской. А также не относящиеся к черкесским народам осетины вообще никуда не депортировались, а были союзниками Российской империи — прим. ред.) Черкесы образовали диаспоры во многих странах и стали меньшинствами в своей собственной стране под властью русских. Многие кавказские народы подверглись политике принудительного переселения, а также пострадали от политики ассимиляции при коммунистическом правлении.

После окончания Кавказской войны (1814-1864 гг.) все кавказские народы оказались под властью России. Около миллиона (90% населения) человек были насильственно перемещены на другие земли.

В настоящее время большинство адыгов проживают в диаспорах в 55 странах. Более половины из них проживают в Турции, но крупные общины существуют в Иордании, Сирии, Ливане, Египте, Палестине, Израиле, Ливии и Македонии.

Группа черкесов обосновалась в Болгарии в 1864-1865 годах, но большинство из них уехали, когда Болгария вышла из состава Османской империи в 1878 году. На сегодняшний день их число составляет около 1300 человек.

По некоторым оценкам, 6 млн. черкесов живут в Турции, 120 тыс. в Сирии и около 100 тыс. в Иордании. С 1948 года на оккупированных палестинских территориях проживает около 4000 черкесов, которые составляют единственную общину мусульман-суннитов, отправляющих своих детей в израильскую армию.

В 2009 году черкесы и друзы устроили протест против дискриминации и расизма со стороны израильского правительства, поскольку они получают меньше социальных выплат по сравнению с другими израильтянами. Выплаты эти обычно идут на улучшение жилищных условий, а также на получение образования и работы.

Помимо Турции и стран Леванта, адыги проживают на северо-западном побережье Чёрного моря и в Республике Абхазия.

Согласно статистическим данным Росстата за 2012 год, 35,4% населения Адыгеи придерживается веры Русской Православной Церкви, а ислама — всего 13%. При этом доля мусульман среди адыгов (то есть тех же черкесов) составляет более 90%.

Почему мир молчит о трагедии черкесов?

Следует отметить, что, несмотря на все трагедии черкесов в Адыгее и других регионах Кавказа, никто не признает произошедшее геноцидом, кроме Грузии. Член правления Черкесской федерации Йилмаз Донмез сделал из этого вывод, что Грузия движется в сторону США и отдаляется от российского влияния.

Йилмаз Донмез считает, что международное сообщество мало внимания уделяет черкесской трагедии. Он считает, что подобное происходит из-за страха перед империалистической державой — Россией. По его мнению, в настоящее время тяжелое прошлое черкесов не стоит на международной повестке дня из-за баланса сил в мировой политике и интересов крупных держав.

Тем не менее, силы гражданского общества в Адыгее и других черкесских регионах в последнее время начали возвращаться к своей национальной и религиозной самобытности. Многие народы сознательно демонстрируют свою культуру, обычаи и традиции, хотя это и вызывает некоторую напряженность в российских кругах.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.